Горбуновы

Горбуновы

 

            В семи километрах от Малого Урката имеется деревня Малая Бриловка. Туда надо идти через деревню Полочино. В этой деревне жители были русской национальности. Одна семья была мордовской национальности. Эта семья Горбуновых. В соседнем селе Большая Бриловка, через речку, жили мордва.  Горбунов Иван Трофимович - это мой дедушка по маминой линии. Его жена была Афимия (моя бабушка). У них были дети: Александр, Аграфена, Анна, Дмитрий и Арина. До коллективизации жили богато. Имели 4 лошади, жеребца, 4 коровы, свиней и земельные поля. Одну лошадь продали моим родителям. Они держали ее в сарае, не показывали. Боялись, что в колхоз ее заберут. Чесоткой заболела, стали лечить. Заразился и папа чесоткой. Лошадь не вылечили и подохла.    Даже арендовали землю вдалеке от своей деревни. Имели валяльную мастерскую, где валенки валяли.   По рассказам мамы, выезжали на лошадях в дальние поля на уборку урожая с ночевкой. Там  в лесу собирали и грибы. На месте засаливали их в кадушках. Везли домой урожай. После завершения осенней уборки урожая устраивали праздники. Запрягали лошадей и галопом катались  по деревне. Устраивали различные угощения.

Мой дедушка Горбунов Иван Трофимович (на правой стороне).

=

Моя бабушка Горбунова Афимия (Ефимия) Степановна.

                      Уехала в Читу в 1950г.

=

К сожалению, примерно в 1930 году,  семью постигло несчастье. Заболели мой дедушка и его сын Александр брюшным тифом. Сын Александр умер, а дедушку отвезли  в  Ташино (ныне г. Первомайск) в больницу.  Там умер. Везли покойника  обратно на лошади. Телефонной связи не было. О мобильной связи и понятие не имели. Навстречу им едет Дмитрий и сообщает, что  умерла дома Ариша. Вернулись вместе обратно. За девять дня оказалось в семье три покойника. Дмитрий тоже заболел, но как мама рассказала, он спасся солью. Пил водку с  растворенной в ней солью. Его смерть  миновала.

На войну (1941-45гг) его не взяли. Он был в это время трактористом в колхозе.  Днем он пахал, а ночью за 10-15 км пешком ходил в Пурдошки (райцентр) к военкому с "угощением" с тем, чтобы его не взяли на войну. Районные власти решили оставить хотя бы одного мужчину-тракториста для вспашки полей. С 1946г.на период два-три года работал председателем своего колхоза в деревне М. Бриловка.    

    Мама вышла замуж за моего отца (1930г). Аграфена с мужем и детьми уехали в г. Читу до войны.  Дмитрий жил в деревне до 1949 года. Затем уехал всей семьей в Читу. Дети Аграфены -  Иван, Вера, Ольга . У Дмитрия жена Алена (Лена). Дети: Иван, Полина, Алексей, Надя.  Эти дети имеют своих детей. Родились они в Чите. В Мордовии в Молчанове (по-мордовски Молцанав) у Полины и Тимофея Кулаева родилось  дети: Михаил (2.02.1951), Нина 14.11.1954 года рождения (сейчас Сапелкина, врач-стоматолог в военном городке возле Серпухова), Витя 1956 года рождения (умер ориентировочно в 1997 г), Олег, Дмитрий.  Родители Полины пригласили ее  приехать с мужем Тимофеем и детьми  жить  в Читу. Они уехали туда. Там Михаил окончил медицинский институт. Но он приехал жить на свою родину в Мордовию. Женился на своей

Я с двоюродным братом Горбуновым Иваном Дмитриевичем. 1979 г. 

=

землячке из своей деревни Ольге Мялькиной. Теперь живут в Саранске. У них уже свои дети: Миша, Евгения и Алена. Работает в университете зав. кафедрой онкологии, профессор.  Получили мы с ним земельные участки в Учхозе  (пос. Луховка или Ремзавод – как называют) и построили дома. Из своего окна я вижу крышу его дома (100 м от нашего). 

У Аграфены муж умер в Чите или погиб на войне. В 1946 году она приезжала во время отпуска на свою родину в М. Бриловку. К нам в М. Уркат тоже приходила. Мама ставила самовар. Пили чай с кусочками сахара. Очень экономно откусывали щипцами сахар. При уезду обратно в Читу, она с собой взяла свою маму (мою бабушку Афимию) и Алексея.  Когда я немного подрос и оказывался в М. Бриловке,  Полина и Алексей меня брали с собой ловить рыбу кошелкой большого размера. Речка неглубокая. По моему, на карте эта речка называется Нулуй. Водились в этой речке преимущественно пескари. Они держали кошелку по концам, я загонял туда рыбу. Приходили домой и жарили на сковороде  эту рыбу.

 Когда уходил домой, бабушка меня  провожала  до полпути. Говорила, теперь с горки вниз иди сам, а я буду смотреть, пока видно будет тебя. Научила меня молитве "Отче наш" и говорила, пока идешь, молитву  читай. Шел я и  читал: " Отче наш, сущий на небесах! Да святится имя  Твое;  да приидет Царствие Твое;  да будет воля  Твоя и на земле, как на небе; хлеб наш насущный подавай нам на каждый день; и прости нам грехи наши, ибо и мы прощаем всякому должнику нашему; и не введи нас во искушение, но избавь нас от лукавого".  

   Большая Бриловка – мокшанская деревня в Ельниковском районе. Находится на речке Нулуй. В "Списке населенных мест Пензенской губернии" (1869) Большая Бриловка – деревня казенная из 46 дворов Краснослабодского уезда. 26 апреля 1940 года деревня Большая Бриловка переименована в деревню Октябрь. Название–символ, данное в честь Великой Октябрьской социалистической революции.

       Бриловский Завод – русская деревня в Ельниковском районе. Находится на реке Нулуй. В "Списке населенных мест Пензенской губернии" (1869) Бриловский завод – деревня владельческая из 25 дворов Краснослаблдского уезда. В середине Х1Х века с этим названием в Краснослабодском уезде упоминаются три населенных пункта: Большая Бриловка, Малая Бриловка и Бриловский Завод. Название – антропоним: служилые люди на Темниковской засечной черте юго-восточной границы Российского государства Бриловы были владельцами населенных пунктов. Эта фамилия упоминается в центральных районах России с ХV11 века: Павел Брилка, Любим Бриляков и др.

 

 


Распечатать Отправить другу
Rambler's Top100   Официальный сайт Дураева А.Е.