Послевоенная пятилетка

Послевоенная пятилетка

 

       Четвертый класс завершался экзаменами. Экзамены сдавали не в своей школе, а в семилетней школе Б.Урката. Одновременно сдавали здесь  ученики трех школ ( нашей, Полочинской  и Б.Уркатской). Хочется сказать сразу, что  с этого момента после каждого класса вплоть до окончания школы сдавали всегда экзамены. Окончание войны совпало с    первыми моими экзаменами. Помню, в теплый майский день после одного экзамена  с двумя  Полочинскими пареньками, Мишей и Федей, вместе шли мимо кладбищ. На березах листочки появились. Шли медленно, радовались природе. Они пошли далее по своей дороге, а я через гору по тропке пошел в свою деревню. Однажды захожу домой, вижу,  сидит мама на скамейке со спинкой, сделанной отцом. Отвернулась назад, голову положила  на спинку и плачет. "Мама, почему плачешь?" – "Да как сынок не плакать, теперь  другие отцы приедут с войны домой, а наш  никогда". И продолжала плакать и рыдать. Из трех сыновей дедушки вернулся один Петр с одной ногой.  В пятом, шестом и седьмом классах учился в семилетней школе Б.Урката. Со мной вместе в этот класс из нашей деревни  ходили Саша, Петя, Ольга. Всего в классе было где-то около 8 человек (три девочки, остальные мальчики). Были мы из разных деревень. Директор школы Алексей Емельянович Натейкин. Он у нас преподавал зоологию. Приходил на урок, спрашивал, где закончили читать, говорил, продолжай Тимошкин дальше читать, а сам уходил в Сельский совет. Тимошкин хорошо читал. К концу урока учитель приходил или, не дождавшись его, мы сами выходили на перемену.

      Военные и послевоенные годы были голодными. Колхозники обязаны вырабатывать трудодни. На каждого колхозника в правлении колхоза заводилась трудовая книжка. Она была размерами, как в настоящее время заводят в поликлиниках на больного человека медицинскую карточку (книжку). Каждый отработанный день записывался в эту книжку. Сведения давал бригадир, а счетовод вносил в книжку.   Считался 1 трудодень. Существовали нормы,  какая работа и сколько сделал. Может один день стоить и 3 трудодня. Например, если подаешь снопы вилами на стог, то запишут 1 или чуть больше трудодня, если норму сделал. А вот тому человеку, который на верху стога  принимал эти снопы, укладывал в определенном положении, записывали 3 трудодня. Эта работа считалась квалифицированной. Был закон или что-то другое, что если у  колхозника за год оказалось менее 150 трудодней, то его судили. Не знаю такого случая, так как все старались эту норму выполнить и перевыполнить.    Но за эти трудодни ничего не получали. В начале стали давать по 100 граммов зерна на трудодень в год. Потом и 200. Вы представляете, с какой радостью люди собирались около колхозного амбара со своими мешками. Если заработал  200 трудодней, то 40 кг зерна получал. Это и есть годовой заработок колхозника. Это зерно надо превратить в муку. Вот для этого в деревнях в каждой семье была своя мельница, которую называли "Жерновой". Это - деревянный чурбан диаметром, примерно,   от 40 до 70см. На торец вбивали чугунные осколки через 2-4см. В середине ось. На этом чурбане лежал такой же чурбан меньшей высоты с вбитым металлическим стержнем у края. На этот стержень одевалась трубка и становилась  рукояткой. В середине верхнего чурбана  отверстие диаметром 8-10см. для засыпки зерна. В середине верхнего чурбана имеется пластина шириной 2-3см с дырочкой, куда входил стержень, служащей осью нижнего чурбана. В верхней части нижнего чурбана вокруг прибивалась гвоздями пластина (борт) высотой 10см для того, чтобы мука не рассыпалась. В пластине проделывалось отверстие для выхода муки. Под отверстием лоточек, из которого мука высыпалась в подставленную посуду. Писал об этом подробно, а крутить рукоятку, чтобы получить пол ведра муки, еще труднее и долго. Рука устает, но куда денешься, если дали задание смолоть зерно на муку за определенное время для  теста на хлеб. Потом чугун сваренного картофеля надо очистить от кожуры. Это тоже в тесто шло в мятом состоянии.

     В праздники (пасха, масленица, новый год, троица, покров и т. д.) пекли блины из пшенной муки. Просо очищалась от шелухи в ступке шкворнем или по-другому толокном (по-моему, так назывался круглый стержень, в середине длины которого сужение для захвата рукой). Концы его закруглены.    Затем в этой же ступке пшено превращали в муку. Эту работу приходилась делать детям, а взрослые на работе в колхозе, а после  работы во дворе своего дома трудились  по уходу за животными (подоить, накормить, напоить) и приготовить еду к ужину.

    Помню, налоговый агент появлялся в деревне неожиданно. Обходил все дома. Переписывал наличие всей скотины – корову, овец, козу, ягнят, теленка и др.  Эта живность облагалась налогом. Надо было шерсть, шкуру животного, масло, яйца сдавать в государство. Увидев этого агента, люди, в том числе и мы - дети, прятали что можно, чтобы меньше было записано скотины для обложения  налогом.                                       


Распечатать Отправить другу
Rambler's Top100   Официальный сайт Дураева А.Е.