Трудно ли работать преподавателем

Трудно ли работать преподавателем университета

 

      Не предполагал, что когда-либо буду выполнять эту работу. Считал и считаю, что я оказался здесь случайно. Если уже включился в эту работу, то полагал, что надо все возложенные на меня обязанности, выполнять, как надо. Главная обязанность – читать лекции студентам. Проводить практические и лабораторные занятия. Как у меня это получилось – судить студентам.

     Кроме этого, другие обязанности есть,  без выполнения которых работа в высшем учебном заведении не допустима. Обязательно надо заниматься научной работой. Результаты исследований должны быть опубликованы в печати. Через каждые 5 лет объявляется в печати конкурс на замещение должности, которую занимаешь. Любой человек может подать документы на этот конкурс. И происходят выборы. Как- то установлено, что за 5 лет надо опубликовать не менее 5  работ. Я эти работы здесь ниже привел в виде списка, если кто  хочет посмотреть их. В таком виде они подаются во время перевыборов.

      Во время социализма  необходимо было  каждому преподавателю  заниматься общественной работой. Моя такая работа была в профсоюзных органах. Надо было прочитать в год не мене пяти лекции на предприятиях  по линии "Общества знаний". Конечно, и читали, но преимущественно приносили справки "липовые". Во времена правления Сухарева А. И. в должности ректора, он придумал, чтобы каждый преподаватель посещал библиотеки не реже 5 раз в месяц. В читательских билетах ставились штампики о посещении. Приходилось в билеты вклеивать дополнительные листки.

    Обязывали всех преподавателей учиться в Университете Марксизма-Ленинизма. Курс обучения  2 года. Заставляли учиться и не коммунистов. Я тоже проучился, сдал экзамены и получил диплом. Через каждые 5 лет надо пройти повышение квалификации. Первые два повышения проходил в Московском инженерно-строительном институте. Учились по одному семестру. Затем, в своем вузе в "Институте повышения квалификации" при университете. Необходимым условием для преподавателя являются выступления на научных конференциях с докладами о своих полученных результатах. В течение продолжительного времени работал и работаю председателем учебно-методического совета Архитектурно-строительного факультета.  

        Не всех работа преподавателя устраивала, не все выдерживали конкурсы, некоторые искали себе карьеру на другом поприще. Многие к нам на кафедру  приходили работать, и ушли по разным причинам. 

            Мое видение трех периодов  правления ректоров университета.

       За 50 лет моей работы в университете правили им три ректора: Меркушкин Григорий Яковлевич, Сухарев Александр Иванович и Макаркин Николай Петрович. Первый ректор - дядя  нынешней главы Республики Мордовия Меркушкина Николая Ивановича. Он руководил с 1960г. до прихода в Мордовский обком КПСС нового первого секретаря обкома Елистратова. По его инициативе и сняли ректора. Шофер ждал около обкома партии окончания заседания, Меркушкин Г.Я. вышел и сел в машину. На вопрос шофера, куда Вас везти? - Ответил: "Теперь куда хотите туда и везите, я не ректор". Отвез домой.  Периоды правления первого и третьего ректоров, мне кажется, прошли в спокойной доброжелательной для коллектива обстановке. Ректор Сухарев А.И. мне запомнился как жесткий руководитель с элементами диктаторского характера. Правил университетом, примерно, с 1970г. до образования ГКЧП (Государственный комитет чрезвычайного положения). Кучка правителей (около шести человек) решили исправить положение в стране. Во время правления Горбачева М.С. в должности Генерального секретаря КПСС экономическое и политическое состояния в государстве резко ухудшились. Хотел получить гласность и демократию, а в итоге постепенно терял авторитет. Об образовании этого Комитета я узнал утром после возвращения из отдыха с Юга. Отдыхал в Дивноморске в с/о лагере "Радуга". Ехал на поезде из Новороссийска до Москвы на свадьбу Дениса Фещенко. Это был август 1991г. Пока никто из пассажиров не знал об этом, что власть временно переходит этому ГКЧП. Я заметил в  пути какие-то  особенности  в работе милиции. На каждой станции  к поезду подходили работники милиции, шли вдоль состава и по рации тихим голосом куда-то передавали: "Нормально, все спокойно". Приехал в Москву. На Казанский вокзал в этот же час прибыл поезд из Саранска. Аня приехала на этом поезде. Случайно, не договариваясь, встретились на перроне  вокзала и поехали в Сходню. В этот же день была свадьба. В день свадьбы и узнали об этом ГКЧП. Утром по телевидению показали заседание членов этого комитета. Горбачев М.С. в это время отдыхал в Фаросе на Юге. Развал СССР начался после работы этого комитета, который существовал не более трех - пяти дней.  Здесь хотел сказать не столько об этом ГКЧП, а о том, как реагировал ректор Сухарев, узнав об этом по телевидению. Срочно собрал Ученый совет университета (или ректорат) и на этом заседании выступил в поддержку ГКЧП. После того как путч развалился, на заседании Мордовского обкома КПСС вынесли недоверие ректору и был снят с должности. Он просил, чтобы его оставили хотя бы до окончания выборного срока. Сняли сразу же.

   Вернусь к периоду правления Сухарева А.И. Он работу свою выполнял под прикрытием демократии. После вступления в должность начал чистку кадров. По его указанию на каждой кафедре нашли лишних людей. Дано указание освободиться от них. Для этого вначале на кафедрах и на факультетах рассматривались кандидатуры на увольнения. После этого проводились непрерывные заседания профкома университета с повестками дня "О сокращении штатов". Я был членом президиума профкома. На эти заседания приглашались  начальник отдела кадров и представитель ректората. Вызывали сокращаемых работников по очереди на  эти заседания. Члены профкома поднимали руки за сокращения с большой неохотой.  Если вдруг кто-либо голосовал бы против, него  судьба была бы решена таким же путем. Результаты голосования сразу же начальник отдела кадров Вакурова К.А. докладывала ректору. Однажды, из-за жалости к одному сокращаемому, у меня рука не поднялась. Присутствующий проректор по учебной работе Демидов В.П. заметил. Сказал: "У нас не все голосовали". Повторное голосование назначили. Голосовали единогласно. Некоторые сокращаемые уходили со слезами на глазах.

   Следующее новшество. Еженедельно по вторникам заседала кадровая комиссия. На заседание комиссии в кабинет ректора приходил весь состав ректората и начальники отделов. Стулья, поставленные вдоль стен кабинета, полностью были заняты членами комиссии. В коридоре перед кабинетом  толпа народу. Стульев для сидения нет. Заведующие кафедрами (профессора, доценты) и другие руководители приводили своих вновь устраиваемых людей на работу на эту комиссию и ждали  утомительно, когда вызовут из кабинета по рации следующего человека.  Заходил человек. Вместе с ним и руководитель.  Вставал в середине зала. Будущий руководитель давал краткую характеристику. Далее ректор задавал вопросы. Принимал решение, принять или нет. Остальные члены комиссии почти никогда не задавали вопросов. 

   До заседания этой комиссии обязательно зав. кафедрой или руководитель отдела должен был придти в часы приема к ректору Сухареву А.И. со своим кандидатом на работу. Показать его и рассказать о работнике.

   Третье. Заседания Ученого совета проходили один раз в месяц. На этих заседаниях, как положено, выбирали заведующих кафедрами и решали многие другие вопросы, относящиеся к компетенции Совета. Особенность заключалась в том, что Сухарев А.И. любил говорить на обширную публику. Эти заседания проходили в больших залах с обязательным приглашением на Совет всех деканов, заведующих кафедрами и руководителей отделов. Обычно залы были полными. Трудно знать, кто из присутствующих является членом Ученого совета. При таком составе, конечно, никакого совета между членами не может и быть. Ведь название органа - Совет. Говорил только ректор, а остальные в вынужденных случаях отчитывались.

   Один момент приведу здесь, где  мне пришлось высказаться в защиту работника. Было совместное заседание Ученого совета (или ректората) и профкома. На этом заседании рассматривались итоги выполнения Коллективного договора. Значительное место в договоре занимало Соглашение по улучшению условий и охраны труда, куда, обычно, включались 40 - 50 пунктов. Составлял эти соглашения я и результаты выполнения проверял я же. Потом председатель профкома докладывал. На заседании было доложено, что три пункта соглашения оказались не выполненными. Тогда ректор  Сухарев А.И. заявляет: "Давайте поставим вопрос о недоверии проректору по административно-хозяйственной работе Иосибошвилли Г. О. и проголосуем". Встал я и говорю: "Государство принимает пятилетние планы и бывает, что некоторые позиции  остаются невыполненными. За это никого не наказывают, а дают награды по итогам пятилетки". Эти слова не понравились ректору. Тем не менее, вопрос о недоверии не был поставлен.

=


Распечатать Отправить другу
Rambler's Top100   Официальный сайт Дураева А.Е.