Камчатка

Камчатка

 

     Во Владивостоке  отвезли  на морской вокзал.  У причала стоял пароход "Азия", вместимостью 5 тысяч человек. Краном перекинули наши вещи на палубу парохода. По трапу сами поднялись и расположились около своих вещей. Пять дней плыли по Тихому океану. Не любой человек выдерживает качку. Для меня эти дни были трудными. На пароходе работал парень из Мордовии. Услышав родную речь, он подошел к нам, и познакомились. Через адресное бюро впоследствии узнал наш адрес. После прибытия парохода на Камчатку иногда приходил в гости. Пароход 5 дней идет в одну сторону, 2 дня в порту стоит и 5 дней обратно идет. В Петропавловск-Камчатский  пароход прибыл поздно вечером. Пришел встречать  пароход и директор Треста совхозов. Ночью нас отвезли в Ближний совхоз (так назывался этот совхоз). Разместили по деревянным баракам. Ближний совхоз примыкал к городу. В настоящее время город шагнул дальше совхоза. Совхоз считался четвертым километром от порта, а сейчас город на шестом  километре по Елизовскому  шоссе. И такого совхоза уже  нет.

      Переселенцев распределили по совхозам и колхозам области. Наши четыре семьи оставили в этом же совхозе, как сказали, из-за учеников, которые должны пойти учиться в среднюю школу. В других совхозах средние школы отсутствовали. В совхозе строились деревянные дома и через 3 месяца нам дали дом на четыре семьи. В одном конце жили семьи Тимофея и Афанасия. В другом конце - наша семья и семья дяди Пети. Каждой семье приходилась одна комната. В этом доме я впервые почувствовал землетрясение. Деревянные дома не разрушаются, но скрипят. Взрослых обеспечили работой. Тимофей пошел учеником  столяра.  Затем всю жизнь работал столяром в столярной мастерской совхоза. Дядя Петя, как инвалид, охранял совхозный двор, где находилась  совхозная техника. Женщинам дали работу вначале на полях, а потом доили коров. Позже   мама  и Полина устроились работать в детском саду няньками в ночную смену. Были  тогда сады круглосуточного пребывания детей. Эта работа, по их словам, им нравилась. Дети спали, сами спали, а зарплата шла.   Меня тоже загрузили работой - с мужчинами ходил на сенокос. Афанасий получил должность бригадира. 1 сентября я и другие дети пошли в школу в Петропавловске. Здание школы было двухэтажное деревянное. От нашего дома до школы расстояние около 1 км. В феврале умер в деревне М.Уркат дедушка, и решили меня отправить обратно на Материк. Здесь наш дом и дом дяди Пети остались без присмотра. Нужен человек,  который следил бы за состоянием домов.

       Обратно на пароходе плыл бесплатно. Работник парохода Азия наш земляк, меня привел к трапу, соединяющему  пароход с пирсом. Вначале трапа стояли два пограничника. В то время Камчатка была пограничной зоной. Для въезда и выезда надо было иметь разрешение из КГБ.  Жители Камчатки  в паспорте имели штамп, с указанием  зоны 2. В моем паспорте тоже был такой штамп.  Наш земляк, вероятно имея с пограничниками предварительный разговор, сказал им, что я еду с ним. Он поместил меня с собой в своей   каюте. На дорогу дала мама жареную курицу и всякую другую еду. Из-за качки парохода мне было очень плохо. Голова болела непрерывно. Искал такое место на пароходе, где меньше качает. Старался больше находиться  в средней части.  Все пять дней ничего почти не ел. Курица протухла, и я выбросил ее в Тихий океан. Зимой вода в бухте на Камчатке замерзает. Пароход с трудом пробивал себе дорогу во льду. Разгонялся, ломая лед, останавливался. Немного назад и снова вперед. Между Сахалином и Японией пролив Лаперуза был скован льдом. Мы плыли между японскими островами по проливу Цугару (Сонгарскому). Японские корабли, лодки находились рядом, а самолеты с Американскими и  Японскими   опознавательными знаками летали над пароходом, облетали со всех сторон низко, низко. Осматривали с какой-то целью.   


Распечатать Отправить другу
Rambler's Top100   Официальный сайт Дураева А.Е.