Институтская жизнь

Институтская жизнь

 

    В школе я учился посредственно. Я обладал недостатком внимательности  на занятиях.  Во время  объяснения урока учителем у меня не хватало терпения прислушиваться к его рассказу. Особенно, с того  момента, когда что-то становилось мне не понятным. Пытаться запомнить объяснения по всем пяти-шести урокам в день даже и не настраивался. Что мог я рассказать на уроках, это плод чтения учебника дома. Из предметов  нравились дисциплины математического содержания. Здесь в памяти не надо держать содержание,  а надо осмыслить прочитанное в учебнике, запомнить формулы и уметь применять при  решения задач. В высшем учебном заведении мне лучше нравилось обучение. На лекциях за преподавателем материал законспектировал, а дома читай спокойно. Выполняй расчетные работы.

    Окончили школу в 1954 году. Володя поступил на физико-математический факультет Мордовского педагогического института им. А. И. Полежаева, я - на гидротехнический факультет Горьковского инженерно-строительного института им. В.П. Чкалова. В то время эта специальность была модной. Было решение правительства страны о том, что  гидроэлектростанции  будут самыми эффективными в отношении обеспечения электричеством. В начале затраты на строительство большие, а когда окупится стоимость строительства, будут работать ГЭС на чистую прибыль. Топлива не требуется, а вода бесплатная. Только в наш вуз приняли на эту специальность 6 групп по 25 человек.  Такие факультеты были и в других вузах. В то время стипендию платили всем успевающим только на этом факультете. На других специальностях платили только тем у кого нет тройки за экзамены. Конкурс был большой из-за этого. Начали строить Горьковскую ГЭС, Куйбышевскую, Ангарскую, Усть-илимскую, затем и Чебоксарскую. А потом пошла критика, что при строительстве ГЭС затапливаются большие территории с населенными пунктами. Возникают препятствия для перемещения рыб. Пришла из Москвы директива, что не нужно иметь столько специалистов. После второго курса  три группы перевели на санитарно-технический факультет. В том числе и нашу группу. Один семестр проучился на этом факультете. Потом пошел к декану  строительного факультета и попросил, чтобы он меня взял на специальность " Промышленное и гражданское строительство". Спросил меня, как я сдал семестр. Ответ его удовлетворил. Ответил: "Возьму, если отпустит тот декан". Я с заявлением  на имя ректора пошел к своему декану. Он ответил, что если тебе не нравится у нас учиться, то не буду задерживать. Но он не завизировал. Пошел другому декану – тоже визу не наложил. Что делать? Тогда пошел к ректору Леннову Виктору Герасимовичу.  Ему рассказал ситуацию, что каждый из них не возражает, но визу не накладывают на заявление. Он при мне вызвал обоих деканов. Спросил: "Вы отпускаете? а Вы принимаете?  Но тогда завизируйте". И при мне расписались на заявлении. Так оказался студентом  специальности ПГС. Мне в этом случае пришлось до сдавать экзамены по архитектуре и по технологии металлов.

    На первом курсе  жили мы втроем на частной квартире. Станкин Серафим и Ивашкин Дима спали на одной койке. А меня хозяева положили с шестиклассником сыном на диван. Этот сын третий год подряд ходил в шестой класс. Совсем не учился. Выходил из дома, сумку с книгами прятал под лавкой в чулане. Куда-то уходил. Родители на работе. Приходил, брал сумку и домой заходил. Однажды не явился домой. Мать беспокоилась, отец был не родной. На стене висела большая карта. Я увидел на ней линию, проведенную красным карандашом. Линия соединяла города Горький – Москва – Сочи. Я матери сказал, что он уехал в Сочи, смотрите на карту. И друга не было дома. Значит, уехали вдвоем. Мать сразу сообразила, а как же без денег уехали. Велела нам посмотреть свои чемоданы под койками. Там все перевернуто. У меня не оказалось 300 рублей. Эта одна стипендия. У других - не помню сколько. Через три дня появился в доме. Постриженный наголо. Спрашиваю: "Что с тобой?" –  Нас высадили с поезда милиционеры в городе Владимир. Держали в милиции. Все выяснив, отпустили. Мне говорит: " Извини, осталось только 20 рублей". Чтобы с нами расплатится, мать с нас за квартиру не брала деньги. Не родной отец за это здорово его бил кирзовыми сапогами.

 Когда я учился в школе и в институте у нас были  ученики и  студенты, которые воевали на фронтах ВОВ. У них созрело желание продолжить обучение и получить образование. В институте, обычно, после усталости мы выходили на улицу  и прогуливались по городу. Однажды, в выходной день после небольшого веселья в общежитии, решили продолжить отдых на ул. Свердлова (ныне Покровской). Уже было поздновато. Транспорт по проезжей части дороги редко ходил. Мы шли (нас было около 5 человек)   по середине улицы и громко смеялись, шумно разговаривали. С нами был и студент Барац, который имел солидный возраст, лысый, инвалид  войны, имел жену и двоих детей в Чебоксарах. К нам подходит милиционер и говорит – Почему так шумно вы ведете себе на улице  на проезжей части дороги? Барац отвечает – Мы студенты, вышли гулять. – Как вам не стыдно, пожилой человек, какой вы студент.    

А студент Войтко просидел в тюрьме 20 лет. С ним произошло следующее. В 1937 году начались сталинские массовые репрессии. Инакомыслящих людей подслушивали. В коллективы НКВД (теперь ФСБ) внедрял своих лиц, которые доносили все разговоры,  считавшиеся антисоветскими. После этого ненадежных забирали и тройка лиц их обвиняла без всякого суда. Достаточно иметь трех человек, чтобы обвинить другого человека. Они подписывали документ обвинения и на этом все заканчивалось. В это время Войтко был студентом 3 курса Горьковского инженерно-строительного института. Он нам рассказал, как его обвинили. 

Студенты, как обычно, во время перерывов выходили из аудиторий и в коридорах и вестибюле разговаривали между собой о своих делах. Эти разговоры и подслушивались. Что там Войтко  говорил, он нам не рассказал. Он горьковчанин, жил с родителями в своем частном доме. Однажды после  занятий, возвращаясь домой, зашел во двор своего дома. Не заходя в избу, решил по пути набрать вязанку дров и начать топить печь. Возвращаясь с дровами, видит, открываются ворота и подходят к нему два человека в форме одежды НКВД. Задают вопрос. "Вы Войтко?" Он ответил. – Да. Пойдемте с нами. – Зачем?  Мне надо дрова и сумку с книгами домой занести. - Оставьте здесь, они вам не пригодятся. Вышли за ворота, а там стоял "Черный ворон". Эта такая машина, кузов, которого обит железом и без окон. В народе так называли эти машины. Тут Войтко догадался, что его ожидает.

 Недалеко от института (около 400м) на улице Воробьева находилось четырехэтажное здание НКВД. Привезли туда. В этот же день взяли профессора Васина. этого же института. Войтко рассказывал, что из комнаты в комнату его водили по коридору и допрашивали. Приговор: пропаганда антисоветских идей среди студенчества. Отсидев 20 лет, как уже сказано,  снова вернулся в студенческую  аудиторию. Весь был исхудавшим, испытавшим магаданские морозы. Вначале учебы он просил, чтобы ему помогли, так как многое было забыто. Оказалось в дальнейшем, что  ни в какой помощи он не нуждался. Вернулся снова на 3 курс. По общественным наукам приходилось на семинарах выступать. Преподаватели были намного моложе его. Они знали только по учебникам. А он когда выступал, то говорил: "Я помню, это было так". Дипломные проекты мы выполняли на 14 листах ватмана А-1. А он сделал на 23 листах  тушью. Говорил, какие вы строители, если в сметах не все учли. Надо включать и мелочи. Это все входит в стоимость строительства.

В конце учебы мы распределились на работу кто  куда. В это время пришел к ректору высокопоставленный человек из КГБ и попросил подобрать серьезного толкового парня  для работы в КГБ. Там тоже руководители строительства нужны. КГБ строил  лагеря, тюрьма и свои административные здания. Ректор сразу же ответил этому вербовщику, что у него есть такой парень. Его фамилия Войтко. Вызвали на беседу Войтко. Его взял этот вербовщик без всяких колебаний. Мы потом ему говорили, так и придется тебе закончить жизнь с тюремщиками. Сын профессора Васина учился тоже в нашей группе.    

     Построил институт новое пятиэтажное общежитие и нас поселили на втором курсе туда. Общежитие находилось во дворе института. На занятия бегали даже зимой без верхней одежды. Общежитие было хорошее. Столовая на первом этаже. Читальный зал. Комната дипломного проектирования. По выходным дням по вечерам в вестибюле  танцы под радиолу бывали.

     Убедившись, что в дальнейшем не вернусь в деревню М. Уркат, по предложению деда Григория продал вначале дворовые постройки, так как начали разворовывать материал. А потом и дом его семье за 6000 рублей. Эти деньги пошли на жизнь во время учебы.

   Еще вот что вспомнил. На  каникулы регулярно приезжал из Горького в свою деревню. До станции Шатки ехал  на обычном поезде. А далее садился на узкоколейный состав. Расстояние между рельсами узкая, рельсы малого сечения. Короче, как у Павки Корчагина. Он  строил такую же дорогу и ослеп. Поезд имел маленькие  деревянные вагончики. Паровоз маленький. Ехал со скоростью 10 – 15км. в час,  а  иногда и медленнее. Топливом для паровоза были дрова. И так доезжал до  г. Первомайск. После шел пешком, в основном по лесу, до М. Урката. Расстояние не малое, 20 км.

=


Распечатать Отправить другу
Rambler's Top100   Официальный сайт Дураева А.Е.